К теме дела своей жизни: три заповеди настоящего Творца

    

.

Добавляя в копилочку мастерства жизни, миссии и предназначения, публикую хорошую статью о примере настоящего Мастера: как прославиться своим творчеством, решив создавать «звездный проект»? Заметка отзывается мне в теме всех личных проектов. хХчу, чтобы прозвучала и на этом хобби-сайте.

Имя культового кинорежиссёра-интеллектуала Ингмара Бергмана граничит с легендой. Каждый его фильм — национальное достояние Швеции. Вот его заповеди.

 

Заповедь первая. ВСЕГДА РАЗВЛЕКАЙ ПУБЛИКУ

Эта мысль не вяжется с культовым именем и звучит неприлично? Но на деле в ней заключена высокая нравственность. Знайте, что человек, который тратит время на вас и ваши творения, который снабжает вас хлебом насущным, имеет право на то, чтобы вам с ним не было с скучно. Что подразумевает художник под развлечением?

Это загадочное «развлечение», что вменяется в обязанность Художнику, раскладывается на две составляющих:

а) необходимость вызывать острые переживания и

б) обязанность транслировать высокий духовный опыт.

Любой «коктейль», который Вы смешиваете на продажу, должен содержать эти два ингредиента:

Переживание различных эмоций + некая соль = сия мораль 

Этой заповеди вторят две известные, схожие с ней мысли:

1. Развлекая — поучай;

2. Все жанры хороши, кроме... скучного.

Если вы решили так или иначе заниматься творчеством, то единственным оправданием вашей работы вообще будет то, что Вы кого-то развлекли. Сделали чью-то жизнь менее тяжёлой. Помогли кому-то выйти на правильную тропинку.

Однако же заповедь «развлекать публику» отнюдь не означает циничную торговлю талантом. И вторая заповедь сразу же усложнит нам задачу, которая сначала показалась Вам, наверное, слишком понятной и простой.

Вторая заповедь. ВСЕГДА СЛЕДУЙ ВЕЛЕНИЯМ СВОЕЙ СОВЕСТИ... ХУДОЖНИКА

Ключевым в этой фразе является именно последнее слово. Для Творца - человека креативного - задача первоочередной важности - это спасти, отстоять своё произведение. Примерно так же, как для матери — спасти жизнь своего ребёнка. И вот здесь логика матери (как и логика творца идей) часто расходится с логикой обычной общечеловеческой совести...

У эзотерических обществ эпохи Возрождения, которые существовали много веков под видом монашеских орденов, существовала одна негласная заповедь. Звучала она в переводе со средневековой латыни так: «Давай ложные клятвы и лжесвидетельствуй! Только не раскрывай тайну!»

Да, логика совести творца во многом иезуитская... Именно эту идею отстаивал Ингмар Бергман. Вы можете с ней не согласиться... Но когда придёт время, которое поставит вас самих в подобную ситуацию, вы ещё не раз вспомните этот неоднозначный совет.

Сам Бергман говорил так: «Художнику позволено немного поторговать талантом, если нет другой возможности, чтобы продолжать работать дальше». Если дело, которым вы занимаетесь, перестало быть для Вас только легко получающейся забавой, а стало делом всей жизни, детищем — то, может быть, обстоятельства скоро заставят Вас научиться лгать, воровать и протягивать руку врагу во имя спасения жизни Вашего детища.

Вот очень характерный пример. Русский эмигрант, любимец французской публики, балетмейстер и директор самого главного парижского театра — Серж Лифарь стал сразу после окончания Второй Мировой Войны персона нон грата в театральном мире Европы. За что же? Видите ли, публика ему не простила только одного: после того, как Париж сдался немцам, Лифарь не распустил труппу и не закрыл театр, а ... продолжал работать, как говорили его строгие критики, продолжал «плясать перед фашистами». С точки зрения общечеловеческой морали, он должен был обречь несколько сотен человек (артистов и рабочих сцены) на голод и безработицу, во имя высокой идеи Сопротивления. То, что его театр был во время оккупации своеобразным «списком Шиндлера»*, похоже, никому не пришло в голову...

Мой комм. * аналогия с цитатой из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».

Поэтому, если Вы — Художник, если Вы в ответе за своё дело, то я обращаюсь прямо к Вам:

никогда не слушайте толпу, какой морали и нравственности Вам следует придерживаться. Это всегда будет совет равнодушных людей, незнакомых с Вашими обстоятельствами, безразличных к мукам Вашего выбора. Людей, которые ничего не созидали, кроме гневных писем в редакции вечерних газет...

 

И есть третья заповедь Ингмара Бергмана. Собственно говоря, только следуя ей, Вы можете считать себя подлинным Творцом. А знаете почему? Весь секрет в том, что когда Вы честно будете следовать этой заповеди, у Вас сразу же вырастут крылья. Вот увидите. Крылья всегда вырастают у тех, кто хочет взлететь высоко в небо. И тогда мелкие земные скандалы и неурядицы больше не могут их оскорбить или расстроить. Такой человек навсегда перестаёт бояться маленьких, смертных земных обывателей.

Третья заповедь: ДЕЛАЙ КАЖДЫЙ ФИЛЬМ, КАК ЕСЛИ БЫ ОН БЫЛ ТВОЙ ПОСЛЕДНИЙ

Подставьте вместо слова «фильм» ТО, ЧЕМ занимаетесь ВЫ — и получите рецепт приготовления «Подлинного Мастера» из распространённого в природе полуфабриката — «талантливого любителя».

Всё, что мы делаем, мы должны делать так, как будто это наш последний шанс показать, на что мы способны. Ведь мы не знаем в точности, сколько ещё попыток нам отпущено.

Когда-то великая Фаина Раневская, в свойственной ей язвительной манере, сказала почти то же самое, но другими словами. «Я не понимаю режиссёров, которые позволяют себе снимать откровенно халтурные фильмы, - говорила Раневская, - Снять гадкий фильм, это всё равно, что смачно плюнуть в Вечность».

В завершение нашего разговора о заповедях подлинного мастерства, один анекдот.

К местечковому портному приходит разгневанный клиент. - Вы уже на прошлой неделе обещали мне, что брюки будут готовы, а теперь говорите, что надо ждать ещё! Что Вы о себе возомнили! Да сам Всевышний сотворил этот мир за шесть дней! Портной вышел из-за прилавка, взял клиента под руку и вывел его на грязную улицу местечка.
- Вы посмотрите, посмотрите на этот мир...
А затем, разворачивая клиента лицом к витрине, - А теперь посмотрите на МОИ БРЮКИ!

 

Елена Назаренко