Ключи глазного (зрительного) доступа

В ходе беседы люди невольно следят глазами за жестами собеседников. Неудивительно поэтому, что движениями глаз можно управлять с помощью жестов. Например, стоит поднять руку вверх, как бы показывая что-то, как глаза собеседника тоже двинутся вверх, открывая собеседнику путь к визуальной информации. Отсюда понятно, что жестикуляция на верхнем уровне стимулирует визуальную модальность, на среднем — аудиальную, а жестикуляция внизу — кинестетическую.

 

КЛЮ­ЧИ ГЛАЗ­НО­ГО (ЗРИ­ТЕЛЬ­НО­ГО) ДОС­ТУ­ПА

Ко­гда лю­ди ду­ма­ют и го­во­рят, они дви­га­ют глаз­ны­ми яб­ло­ка­ми. Эти дви­же­ния на­зы­ва­ют­ся пат­тер­на­ми глаз­но­го ска­ни­ро­ва­ния. На­ши гла­за де­мон­ст­ри­ру­ют осо­бен­но­сти па­мя­ти и про­цес­са мыш­ле­ния, по­ка­зы­ва­ют, ка­ким об­ра­зом че­ло­век по­лу­ча­ет дос­туп к ин­фор­ма­ции, за­ко­ди­ро­ван­ной в на­шем моз­гу в од­ной или бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ных сис­те­мах. Зри­тель­ная ре­ак­ция че­ло­ве­ка ука­зы­ва­ет на ре­пре­зен­та­тив­ную сис­те­му, ко­то­рой он поль­зу­ет­ся в на­стоя­щий мо­мент. Ко­гда вы на­блю­дае­те за раз­го­ва­ри­ваю­щи­ми или раз­мыш­ляю­щи­ми людь­ми, то мо­же­те за­ме­тить, что глаз­ные яб­ло­ки на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии. Итак, эти дви­же­ния яв­ля­ют­ся по­ка­за­те­ля­ми то­го, как лю­ди ду­ма­ют.

На схе­ме клю­чи глаз­но­го дос­ту­па изо­бра­же­ны так, как ес­ли бы вы смот­ре­ли на ли­цо че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся пе­ред ва­ми.

Взгляд вверх и вле­во: ви­зу­аль­ная па­мять. Это хра­ни­мые ви­зу­аль­ной па­мя­тью об­ра­зы про­шло­го. Сю­да вклю­ча­ют­ся сны и скон­ст­руи­ро­ван­ные об­ра­зы, ко­то­рые уже бы­ли “уви­де­ны” ра­нее.

Взгляд вверх и впра­во: кон­ст­руи­ро­ва­ние ви­зу­аль­ных об­ра­зов. Как пра­ви­ло, здесь че­ло­век кон­ст­руи­ру­ет об­ра­зы, ко­то­рые он не ви­дел.

Взгляд го­ри­зон­таль­но на­ле­во: ау­ди­аль­ная па­мять. За­пом­нен­ные зву­ки (зву­ки ре­чи, ме­ло­дии, час­то но­ме­ра те­ле­фо­нов, за­пом­нен­ные сти­хи без фо­ку­си­ров­ки на смыс­ле - рит­мич­ное за­по­ми­на­ние).

Взгляд го­ри­зон­таль­но впра­во: ау­ди­аль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние. Обыч­но это кон­ст­руи­руе­мая речь или кон­ст­руи­ро­ва­ние зву­ков с но­вым тем­бром, рит­мом, вы­со­той и т. д.

Взгляд вниз на­ле­во: внут­рен­ний диа­лог. Внут­рен­ний диа­лог яв­ля­ет­ся ком­мен­та­ри­ем опы­та. Внут­рен­ний диа­лог мо­жет быть ору­ди­ем ра­цио­наль­но­го ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния.

Взгляд вниз впра­во: чув­ст­ва. В этот мо­мент че­ло­век мо­жет по­лу­чить дос­туп к эмо­ци­ям и к ки­не­сте­ти­че­ским пе­ре­жи­ва­ни­ям. Ха­рак­тер­ная по­за для лю­дей, на­хо­дя­щих­ся в де­прес­сии: го­ло­ва опу­ще­на, “по­ник­ший” вид, взгляд вниз впра­во (или вниз вле­во).

Рас­фо­ку­си­ро­ван­ные гла­за: че­ло­век на­хо­дит­ся не ме­нее чем в двух сис­те­мах. На­при­мер, слы­шит и ви­дит, ви­дит и чув­ст­ву­ет, а воз­мож­но, все вме­сте. Та­кое со­стоя­ние на­зы­ва­ют лег­ким тран­сом - из­ме­нен­ным соз­на­ни­ем.