Оказывается… я занималась дзеном )) Часть 2
- Создано 12.07.2015 23:20
- Просмотров: 1949
Продолжение. начало - на предыдущей странице.
В Дзэн главное внимание уделяется не Священным Писаниям и сутрам, а интуитивному проникновению в собственную природу (медитация).
Четыре ключевых отличия дзэн:
- Особое учение без священных текстов.
- Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
- Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
- Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.
Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов.
По традиции это особая передача сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению.
Сам дзэн есть некая "печать ума (сердца)", которую не найти в священных писаниях, поскольку она "не основана на буквах и словах".
Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки. Это некий парадокс, который как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей.
Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь.
И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.
Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных "уловок": любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение. То же касается и боевых искусств.
Этика дзен — чтобы не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем, свидетелем.
Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др.
Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино). Принципы дзен отражены в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма и мн.мн.др. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников.
Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически. Словно не живёт, а спит. Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте "здесь и сейчас" и наблюдать.
В этом наблюдении открывается истинная красота мира...
Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное...
Практиковать может каждая... Для этого нужно только желание.
Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение...
лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств...