Очереди за «искусством». Феномен толпы на выставках
- Создано 18.08.2016 13:07
- Просмотров: 1546
Виллем ван Хахт (Гехт). Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса), ок. 1630. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
Модная тема последнего времени — очереди «за искусством». Агрессивная, заряженная публика, преференции для владельцев электронных билетов, издевательские таблички на лестнице «Осталось примерно 60 минут» — мол, ещё целый час тут проторчите.
Я не берусь судить, кого в этой очереди больше — знатоков искусства, любителей разрекламированных и популярных выставок, фанатов Айвазовского или просто тусующейся молодёжи, которой всё равно, где стряпать селфи, ибо толпа — разнородна.
Одни пришли пополнить запас впечатлений, другие — услышали, что привезли кого-то знаменитого, третьи — научены встраиваться в любой «хвост» под лозунгом: «Значит дают что-то дефицитное!».
У каждого — свой путь и своя причина пойти или не пойти на выставку.
В Советском Союзе подобных очередей (правда, без драк) было ещё больше — на Тутанхамона ломились, на Джоконду — выстраивались.
Любая культурная акция сопровождалась толпами и очередями. Но в те годы книжность-заумность-искусствознание — входили в программу-минимум образованного хомо-советикуса. Потом это стало не нужно, а заодно и не модно. Можно, но не нужно.
В 1990-х и 2000-х ажиотажа как-то не наблюдалось. Точнее, популярные экспозиции будоражили, однако, тему наплыва посетителей в прессе не обсуждали. Что случилось в середине 2010-х?
Одни утверждают о нарождении некоей новой духовности, уже не связанной с советским типом духовности. Другие убеждают нас, что быдло попёрлось потому что ему сказали по ящику, что это — круто. А ему — на самом деле — всё равно. Просто бежит отметиться и пофоткаться на фоне.
Так вот, с вашей точки зрения: что это? Возрождение духовности? Стадность? Что-то ещё?
Мнения:
Источник: ЖЖ zina_korzina
P.S. А что думаете по этому поводу вы?