Система Монтессори и Вальдорфская система (личный опыт)

 

 

  

 

Мамины секреты удачного воспитания

Вы уже знаете, как трепетно я отношусь к воспитанию детей. 12-14 лет назад я хотела выбрать садик по принципу нестандартного подхода психологии. Особенно мне нравились садик по вальдорфской педагогике и садик по системе Монтессори. Потом под воздействием окружения я отдала дочь в обычный платный садик с хорошей репутацией. Но эти правила запали мне в душу, и свое домашнее «общение с наследницей» я старалась строить, исходя их этих замечательных и гениальных принципов. Уже есть удачная статистика в личном опыте, результаты впечатляют :). Кто еще не знаком – делюсь!!!

  Заповеди Марии Монтессори для родителей:

1. Детей учит то, что их окружает.

2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

4. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.

6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

8.Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

11. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

13. Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

18. Помогайте ребенку осваивать ранее неосвоенное. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

  Принципы вальдорфской педагогики - для домашнего воспитания

С начала основания в 1919 году в Вальдорфе школы для детей, против вальдорфского обучения выступают - встречают в штыки - в основном радикально настроенные представители религиозных конфессий, утверждая, что это связано с эзотерическим мистическим течением, что эта педагогика противоречит как христианству, так и другим традиционным мировым религиям.

Тем не менее, выпускники вальдорфских школ успешно поступают в университеты, становятся преуспевающими специалистами.

Из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Главное, чему она может научить – это уважение к личности малыша, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

Один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения. Личность ребенка здесь – главная ценность. Поэтому дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня, а если воспитательница организует общие занятия или читает детям вслух, ребенок вправе отказаться от участия в общем деле.

Одна из особенностей вальдорфского детского сада – обилие праздников. Здесь широко празднуют не только традиционные праздники (Пасху, Масленицу. Рождество), но и особые, собственного сочинения. Например, ранней осенью это – Праздник Урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного, а в ноябре, когда дни так коротки и неуютны, устраивают знаменитый Праздник Фонариков, во время которого дети берут в руки самодельные фонарики с зажженными свечками и с пением отправляются искать волшебное царство гномов. С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

То же касается и игрушек. В вальдорфских детских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Не только Барби и Покемоны, но даже обычные классические куклы, машинки, конструкторы здесь под запретом. Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка не приветствуется – считают педагоги-вальдорфцы.

Воспитание, построенное на принуждении детей к стандартному обучению, одинаковости — недопустимая ошибка. Вместо цифр и букв воспитатели открывают перед ребятами мир сельского хозяйства и природы, изобразительного искусства и рукоделия, музыки и ритмики. «Учиться всей своей жизнью — естественная потребность каждого ребенка, садиться с учебниками за парту — насилие над физиологией и разумом», — считают вальдорфские педагоги. «Подражание и пример» — единственно верная формула воспитания. Сторонники вальдорфской системы убеждены, что в семье, где родители, бабушки и дедушки не показывают плохих примеров, не может вырасти плохой человек.

Пять принципов вальдорфской системы

Правила довольно просты, их можно внедрить в обычную жизнь малыша.

1. Создаем атмосферу любви.
Дети невероятно чувствительны к выражению лиц окружающих. Искренняя улыбка и внимание улучшают не только настроение, самочувствие малыша, но даже его обмен веществ, оказывая влияние на здоровье ребенка. В вальдорфский садик кроха стремится как на праздник.

Задача взрослых — создать ребенку атмосферу любви, где бы он ни был. Если родители видят, что малыш испытывает дискомфорт от посещения детского сада, лучше не закрывать на это глаза. Не списывайте все на «адаптационный период», а вместо этого постарайтесь найти место, куда он будет ходить с радостью. Атмосфера в вальдорфских группах напоминает семейную, очень далека от той, что часто царит в обычных районных садах. Как если бы к любимой бабушке приехали погостить разновозрастные внучата.

2. Подаем пример.
Как минимум до 7 лет каждый ребенок стремится подражать взрослым, и вырастет он только таким, каковы окружающие его люди. Многие родители не замечают, что наказывают детей за поступки, которые в исполнении самих мам и пап вполне допустимы.

Самовоспитание воспитателя — моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. И воспитатели, и родители должны в первую очередь следить за собой, а не за детьми. Иначе получается, что изо дня в день взрослые, сами того не ведая, внушают малышу определенный стереотип поведения, который потом всеми силами пытаются искоренить.

3. Играем много!
Играть можно по-всякому, главное, чтобы было весело и интересно. Воспитатели не повысят на ребенка голос, не поставят его в угол за излишнюю резвость, не станут укорять за разбросанные игрушки и причитать о нелегкой доле воспитателя, взывая к совести крохи. До 12 лет и взывать-то не к чему, считают воспитатели.

4. Подбираем реквизит.
Главное, чтобы игрушка была сделана своими руками. Тряпочки, крупные пуговицы, шишки, сухие листья, вата — далеко не полный арсенал, который пригодится в создании сказочных персонажей. А вот «искусственным» пластмассовым конструкторам, кубикам или заводским куклам – Нет. Готовые игрушечные наборы фруктов, овощей, посуды не оставляют простора воображению.

Кроме того, много внимания уделяют пальчиковым играм, музыкально-ритмическим и подвижным занятиям, традиционным народным забавам. Рисуют тут деревянными карандашами, для лепки используют специальный ароматный воск (пластилин не применяется).

5. Прислушаемся к ритму.
Непременное условие гармоничного развития — правильная, ритмичная организация жизни группы. Все живет по принципу «вдох-выдох» («день-ночь», «зима-лето»). Одна фаза сменяется другой, на место свободному творческому раскрытию сил ребенка в игре в начале дня приходит послушание, уважение к старшим вечером.

После свободных игр дети сидят и слушают сказку. Занятия чередуются, задавая ритм недели. В понедельник малыши рисуют, во вторник занимаются музыкой, в среду устраивают кукольный спектакль. Праздники по-вальдорфски не имеют ничего общего с детсадовскими утренниками. Здесь дети вместе со взрослыми пекут пироги и куличи, катаются на санках и ищут клады. Вальдорфские педагоги рекомендуют и дома придерживаться регулярной последовательности событий. Дети, живущие по режиму, более спокойны (они знают, что их ожидает в течение дня), собраны. Беспорядочный образ жизни выбивает малышей из колеи, внося в их жизнь ненужную сумятицу.

 

 

Мой комментарий к этой теме

Когда я выросла и узнала о таких системах воспитания (благодаря первому появившемуся интернету и журналам "Мама и Я"), меня озадачил такой вопрос: откуда я ребенком "знала" об этих принципах и устроила сама себе вальдорфское само-воспитание ?:). Мое домашнее воспитание общение базировалось на окриках и ограничениях, садик и школа были самые обычные, даже суровые для своего времени, с "патриотическим строем-уравняющим шагом". Не помню, чтобы меня кто-то мог этому научить. Но в бессознательном прорывалось творчество! В возрасте 6-12 лет (садиково- начально-школьном возрасте) я делала удивительные поделки из подручных материалов. Мне дарили импортные подарки (по тем временам!), но обычные игрушки не нравились. Поэтому я делала свои собственные - с огромной непостижимой фантазией. В ход шло все! Я "видела" в самых обычных предметах самое необычное им применение! Примерно вот так:

но все же, в основном, это были миниатюрные поделки, с микро-деталями

вот так - из спичечных коробков создавала многоэтажные "шедевры", с настоящими "обоями" из обоев, "шторами" из лоскутков, "ручками шкафов" из проволоки...

"стеклянные" тарелочки для кукол были из упаковок лекарств :)

тип того :)

Еще мне нравилось лепить из глины (где-то я ее наколупывала!?) кукол в королевских одеждах, сушить их и разукрашивать их потом разноцветной гуашью - тонкой кисточкой рисовала им ажурные наряды. Придумывала им модели и фасоны платьев - из красок :) У родственников буквально "отваливались челюсти" от увиденного. Моих кукол разбирали на презенты :) Я удивлялась такой реакции - для меня это было естественно... Как жаль, что все это не сохранилось из детства...  

 

 ... Дочь росла уже в совершенно иных условиях, папа привозил ей из-за границы игрушки по последнему "писку" дизайна и технологий. Детская превратилась в целый импортно-игрушечный магазин. Немного жаль, что в погоне за "крутизной" и фирменными брендами игрушек, наши малыши теряют что-то очень важное... Но на генном уровне, видимо, передается. Дочка тоже предпочитала самодельные лопатки из пластиковой бутылки (ну я додумалась!) и игры природными материалами, в том числе съедобными. Еще немного я пишу об этом здесь..