Само тестирование своего пси- и эмоционального здоровья (ежемесячно)

 

 

Кого интересуют разные системы шкалирования состояний, те наверняка видели "Колесо Жизненного Баланса", в котором выделяются 8 сфер жизни и строится график - наглядно увидеть картину жизни. И понять, что исправлять в первую очередь.

Сегодня хочу представить шкалу "Психического здоровья". Это 16 показателей, каждый коротко описан ниже. Оцените, насколько вы здоровы по каждому показателю и постройте круговую диаграмму. Стоит это делать ежемесячно.

16 элементов психического и эмоционального здоровья

Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.

Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.

Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле "игры" у детей, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Игра имеет большое значение для развития мозга. Возможно, гиперактивность у детей - это следствие недостатка игры. Современное общество идет к тому, что мы перестаем играть. Наши игры из "активных" превращаются в "отстраненно-наблюдательные". Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие. Интересно, какие это несет последствия
для психического здоровья?..

Безопасные отношения. Некоторые люди состоят в насильственных, угрожающих, зависимых - одним словом, нездоровых отношениях. Есть три типа привязанности: нормальная, тревожная (сложно выносить одиночество, поэтому человек "прилипает" к значимому объекту) и избегающая (человек может легко отпустить Другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри).

Автономия. Есть люди, которые делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают "выбрать" (прислушаться к себе), чего же им хотеть.

Постоянство себя. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть "нападение" на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и.т.п.

Способность восстанавливается после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

Реалистичная и надежная самооценка. Многие люди не реалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают критикующим суровым Супер-Эго. Возможна и обратная ситуация - завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и "лучших" детей. Но такая необоснованная похвала, лишенная в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.

Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибко им следовал. Это серьезная проблема, связанная с непониманием, нечувствованием человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов.

Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции - значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями - своей рациональной частью.

Рефлексия. Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой и эффективно помогать себе.

Ментализация. Обладая этой способностью, люди способны понять, что Другие - это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями.

Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.

Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.

Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. Иногда человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым, внутренне омертвелым. Принятие того, что мы не можем изменить - это способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

Перечисленные элементы психического здоровья не являются однозначным строгим эталоном, скорее - ориентиром, который, впрочем, каждый вправе сам для себя выбрать. Ведь речь идет об очень тонких материях.

Автор: Константин Довлатов