5 приемов креативного мышления
- Создано 08.01.2016 12:53
- Просмотров: 1880
Автор: Юлия Скрипник
В любой, даже самой обыденной ситуации, всегда можно найти творческое решение. Все мы — изобретатели собственного будущего. Наш мозг создан для креативного решения проблем, и природную изобретательность как выявить, так и усилить довольно легко.
Возможность придумывать множество новых ответов на вопросы окружающего мира — постоянное напоминание: мы рождены изобретательными.
Воспользуйтесь этими 5 способами креативного мышления, чтобы наполнить жизнь чем-то удивительным и новым.
Используйте морфологическую матрицу
Успешно генерировать и зарисовывать свои идеи можно по методу морфологической матрицы.
Суть этого метода, сопровождаемого записями и зарисовками, заключается в создании таблицы, где по вертикали указываются параметры поиска, а по горизонтали виды этих параметров, то есть их более детальное представление. Чтобы понять, какие именно параметры подлежат описанию, нужно разбить проблему на независимые составные части. В качестве таких параметров можно выбрать следующие: формат, цветовое решение, символы, описывающие основную проблему, символы, с помощью которых можно представить составные части изображения.
Работая над иллюстрацией к статье о биотопливе, для поиска и зарисовки идей Н.Ратковски решила использовать метод матрицы.
После выбора наиболее удачной комбинации получилась вот такая иллюстрация.
Из книги «Профессия-иллюстратор».
Создайте мозговой банк данных
Идеи надо накапливать и хранить. Заведите специальный контейнер (подойдут банка из-под кофе, обувная коробка, ящик стола или даже шкаф) для хранения идей и их «спусковых механизмов». Начните собирать интересные рекламные проспекты, цитаты, идеи, вопросы, карикатуры, шаржи и просто слова, способные вызвать цепь ассоциаций.
Если вам нужна идея, встряхните свой контейнер и достаньте из него наугад пару листков. Посмотрите, не помогут ли они вам, не включат ли цепь ассоциаций, способную привести к рождению новой мысли. Если нет, все перетасуйте и сделайте еще одну попытку. Пусть не с первого раза, но в конце концов вы набредете на интригующую комбинацию, которая наведет на полезную мысль.
Из книги «Рисовый штурм».
Поиграйте в неправду
Прикрываясь необходимостью быть «реалистом», мы часто ограничиваем себя. Один из выходов из этого тупика — сознательно использовать неправду как способ опробовать альтернативные универсумы и способы действия.
Суть игры «Неправда» сводится к тому, чтобы выбрать произвольный момент в ситуации и развивать его, пока весь реализм не превратится в пыль. Позже вы можете тщательно изучить все описанные в нем ценные мысли.
Используйте лист бумаги для рассмотрения неординарных точек зрения и сведения вместе идей, которые, казалось бы, не сочетаются друг с другом.
Посвятите этому достаточно времени, и вы, возможно, обнаружите, что у вас родилась идея, существенно превосходящая все то, что было у вас ранее. Одна- единственная неправда может породить цепную реакцию следствий, которые в свою очередь могут вызвать движение в мышлении. Именно сейчас следует провести эксперимент с искажением реальности. Самое время солгать.
Если некий элемент вашей ситуации…
— мал, представьте, — что он крошечный или громадный.
— высок, представьте, что он высотой в шестидесяти-этажное здание или подвальное помещение.
— красный, представьте, что он черный или пестрый.
— имеет срок годности, представьте, что крайний срок уже прошел или что его нужно выполнить за пятьдесят лет.
— важен, представьте, что он критичный или банальный.
— умен, представьте, что он гений или тупица.
— бархатный, представьте, что он похож на лепестки роз или на брезент.
— требует расходов, представьте, что это инвестиция или шаг к банкротству.
— громкий, представьте, что он напоминает рев сирены или шепот.
— нечто надоедливое, представьте, что это невыносимо или что это благо.
— ненормальный, представьте, что он странный или естественный.
— наполненный, представьте, что он разбухший или пустой.
— смешной, представьте, что он забавный или серьезный.
— тонок, представьте, что он иссохший или толстый.
Помните: от неправды вы всегда можете вернуться к действительности. Но без осознанной игры с вымыслом, порожденным неправдой, вы, возможно, не получите представления о своих возможностях.
Из книги «Гениальность на заказ».
Задержитесь в логове дракона
«Логово дракона» — это разрыв между тем, что есть, и тем, что могло бы быть. Это пространство, полное дискомфорта, мрака и сомнений. Большинство людей предпочтут схватиться за первую брошенную им веревку — «что есть», — вместо того чтобы остаться в «логове» и сразиться с «драконом», охраняющим то, что могло бы быть. Но именно там и спрятаны идеи. И гений — это тот, кто готов терпеть дискомфорт и неопределенность, генерируя при этом как можно больше новых идей. На время откажитесь от правильного решения. Когда хватаешься за «правильное» решение, ускользает решение блестящее.
Секрет креативности заключается в поддержании своих идей в «текучем состоянии». Пусть они сталкиваются друг с другом, мутируют, изменяются и перестраиваются. Избегайте тирании «нет» и примитивности «да», полагайтесь лишь на дарящее надежду «может быть». Очень часто для этого требуется смелость, особенно когда ставки высоки. Недаром говорится, что именно пещера, куда страшно входить, содержит сокровища, которые ищешь.
Обнаружив, что увязли в своем знании, постарайтесь как можно быстрее отбросить его, переключить внимание. Спросите себя, почему это произошло. Из-за отсутствия информации? Тогда раздобудьте ее. Из-за отсутствия навыков? Обучитесь этим навыкам. Потому что такого решения не существует? Тогда начинайте сражение с новым «драконом».
Из книги «Нарушай правила».
Смените точку зрения
Тренировать в себе умение изменять точку зрения можно каждый день. Найдите камень или кусок дерева, вставьте в рамку и получите арт-объект. Представьте, что ваш молодой секретарь однажды станет исполнительным директором. Сядьте на пол и поймите, каким видят мир маленькие дети. Еще один способ изменить точку зрения — полностью поменять свое окружение.
Дерек Сиверс, основатель CD Baby, приводит прекрасный пример такой перемены в своем ролике для проекта TED. Ролик называется «Сумасшедший — или просто необычный?», и в нем Дерек описывает устройство японских городов. Вместо того чтобы называть улицы и нумеровать дома, как это делают в Штатах, японцы дают номера целым кварталам и считают улицы просто свободным пространством между ними. Более того, нумерация домов в каждом квартале зависит не от их расположения, а от времени постройки.
Из книги «Разрыв шаблона».